Новые лицензионные требования привели в соответствие с административной практикой и требованиям законодательства к подготовке кадров и организации отдельных видов деятельности.
Главные изменения
Разработчики инициативы уточнили иные, кроме собственности, законные основания пользования помещениями и оборудованием, необходимыми для получения лицензии. Документы на указанные основные средства должны подтверждать право лицензиата на владение и пользование ими. Также в требования к помещениям интегрировали нормы об их соответствии санитарно-эпидемиологическому законодательству.
Кроме того, проектом постановления пересматриваются требования, предъявляемые к образованию руководителя медорганизации, а также руководителя структурного подразделения, ответственного за осуществление медицинской деятельности, и ряда других лиц. Предлагаемые формулировки устраняют пробел нормативного регулирования образования медработников в части прохождения ими аккредитации в качестве специалистов. Разработанные нормы также следуют профессиональному стандарту «Специалист в области организации здравоохранения и общественного здоровья», утвержденному приказом Минтруда № 768н от 07.11.2017, следует из пояснительной записки.
К управлению медорганизацией и ее структурным подразделением будут допускаться сотрудники с подготовкой, соответствующей квалификационным требованиям, со свидетельством об аккредитации специалиста и с сертификатом по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье» или «Управление сестринской деятельностью» либо «Организация сестринского дела».
Поправки по видам деятельности
Уточнены также требования к соискателям лицензии на осуществление трансплантации органов и тканей. Документ устраняет противоречия законодательных норм. По действующим правилам для получения лицензии по трансплантологии государственная или муниципальная больница должна быть включена в Перечень учреждений здравоохранения, осуществляющих забор и заготовку органов и (или) тканей человека. Однако попасть в этот перечень можно только при наличии указанной лицензии. С принятием нового положения о лицензировании к соискателям лицензии будет предъявляться только требование о форме собственности учреждения — государственной или муниципальной.
Из числа предлицензионных требований будет исключено положение о необходимости наличия внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, но обязанность по его соблюдению после получения лицензии останется.
Расширяется перечень обязательных лицензионных требований, которые медорганизации должны выполнять после получения лицензии. Обновленные лицензионные требования предусматривают помимо обязанности соблюдения порядков оказания медицинской помощи также требования о соблюдении правил проведения лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных видов диагностических исследований, а также положений об организации оказания медицинской помощи по видам, порядка организации медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, порядков организации и проведения медицинских экспертиз, порядков проведения медосмотров и медосвидетельствования.
Также вводится новая обязанность по размещению информации в единую государственную информационную систему в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ) или в ее аналог в субъекте РФ.
Будет также приведен в соответствие действующим нормам перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность. Из него будут исключены работы по «хирургии (абдоминальной)», «диабетологии» и «клинической микологии» из-за отсутствия в действующей номенклатуре соответствующих специалистов и прекращения их подготовки.
Невозможность установления конкретных лицензионных требований и невозможность разработки порядка осуществления деятельности привели к исключению работ по «операционному делу», «организации сестринского дела», «управлению сестринской деятельностью».
Под сокращение попали задублированные работы по «наркологии» и «гигиене в стоматологии». Фактически должностные обязанности фельдшера-нарколога уже реализованы в медицинской услуге «медицинское освидетельствование на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического)», а гигиениста стоматологического — в «стоматологии профилактической».
Из перечня медицинских работ и услуг исчезнет «неотложная медицинская помощь», которая, с одной стороны, является формой помощи, а не отдельным ее видом, а с другой – должна оказываться всеми медорганизациями в рамках своего профиля.
Работы (услуги) по «бактериологии», «вирусологии», «лабораторной микологии», «паразитологии» консолидированы в одну – «медицинскую микробиологию», что соответствует действующей номенклатуре специальностей и стандартам подготовки врачей.
Укрупнились за счет объединения работы (услуги) по проведению пред- и послерейсовых, пред- и послесменных медосмотров, а также различные виды судебно-медицинских экспертиз и судебно-психиатрических экспертиз.
«Энтомологию» признали немедицинской деятельностью, а «санитарно-гигиенические лабораторные исследованиям» фактически выполняются специализированными лабораториями Роспотребнадзора, проходящими соответствие в рамках процедуры государственной аккредитации деятельности.
Обсуждение проекта нового положения о лицензировании меддеятельности продлится до 6 апреля, а заработать оно должно уже с 1 сентября.
Материалы взяты с сайта